Заглавие статьи А. С. БАЛЕЗИН. ТРОПИЧЕСКАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ: ЛЮДИ, ПРОБЛЕМЫ, СОБЫТИЯ
Автор(ы) Д. М. БОНДАРЕНКО
Источник Восток. Афро-азиатские общества: история и современность,  № 3, 2008, C. 189-192

РЕЦЕНЗИЯ. Д. М. БОНДАРЕНКО. А. С. БАЛЕЗИН. ТРОПИЧЕСКАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ: ЛЮДИ, ПРОБЛЕМЫ, СОБЫТИЯ. Учебное пособие. М.: КДУ, 2008. 272 С.

Выход в свет учебного пособия по новой и новейшей истории Африки южнее Сахары — событие долгожданное. Ведь последнее обобщающее издание по истории континента XIX — начала XX в., которое преподаватели вузов могли рекомендовать студентам, относится к 1984 г. [История Африки…, 1984], а последнее учебное пособие по новейшей истории — к 1989 г. [История Тропической и Южной Африки…, 1989]. Очевидно, что за последние два десятилетия в Африке произошло множество важнейших событий, о которых студенту-африканисту (и вообще студенту-историку), безусловно, следует знать: отказ от «социалистической ориентации» более чем в
стр. 189
десятке государств, крушение системы апартхейда в ЮАР, получение независимости Намибией, отделение Эритреи от Эфиопии, геноцид в Руанде, гражданские войны в бывшем Заире, Сомали, Либерии и некоторых других странах, переход к гражданскому правлению в Нигерии, примирение МПЛА и УНИТА в Анголе… Не менее важно и то, что в 1990-е — 2000 гг. в научный оборот был введен (в том числе усилиями А. С. Балезина) солидный массив источников по новой и новейшей истории Африки южнее Сахары, позволяющих представить ее студенту полнее, нежели это было возможно сделать ранее1. Наконец, явственно ощущалась потребность в учебных пособиях и обобщающих трудах, написанных с современных теоретико-методологических позиций, с учетом концепций, разработанных в отечественной и мировой науке в конце XX — начале XXI в.2
Впрочем, актуальность, объективная необходимость издания еще не есть залог его реальной ценности. В потоке учебников и учебных пособий для школ и вузов по самым разным дисциплинам, обрушившемся на российских преподавателей и учащихся в последнее время, нередко можно встретить произведения, написанные людьми неквалифицированными и даже попросту недобросовестными. Уже в этой связи работа А. С. Балезина заслуживает внимания — в ней обобщен многолетний научный и педагогический опыт профессионального историка-африканиста.
Учебник состоит из двух частей: стандартной «Программы курса» и соответствующего ей цикла из 19 лекций. Этот цикл не делится автором на части, но логически распадается на две вводные лекции («Что дает историку изучение Новой и Новейшей истории Африки» и «Проблемы периодизации Новой и Новейшей истории Африки»), лекции по Новой истории Африки (лекции 3 — 11) и Новейшей истории региона (лекции 12 — 19). Таким образом, перед нами не просто типичное «учебное пособие», но именно авторский лекционный курс. Последнее проявляется даже в стилистике работы, составляющей, по моему мнению, ее большое достоинство: А. С. Балезину удалось, с одной стороны, создать письменный текст, отвечающий всем классическим нормам, а с другой — сохранить обаяние живой устной речи обращенного к студенческой аудитории рассказа. Ставя себя на место студента, я понимаю, что читать такое пособие будет не скучно, а потому материал усвоится легче и быстрее.
Творческое авторское начало проявляется и в том, как отбирается и подается конкретный исторический материал. Представляется, что из-за невозможности вместить в одно пособие весь «Монблан фактов», даже важных, африканской истории последней полутысячи лет А. С. Балезин избрал сочетание двух стратегий, которые позволили бы ему создать достоверную и стройную картину Новой и Новейшей истории Африки южнее Сахары.
Первая стратегия — максимальная опора на источники. Автор цитирует обширные, подчас многостраничные выдержки из них, приводит некоторые документы целиком, и в этом — один из аспектов методической оригинальности, новизны данного учебного пособия. Конечно, здесь проявился и естественный пиетет историка перед источником. Но в этом же, несомненно, заложена и перспектива достижения автором главной цели своей работы — успешности ее как учебного пособия. Не характерный для работ данного жанра, казалось бы, скорее подходящий для научно-популярной монографии подзаголовок — «люди, проблемы, события» — отражает стремление А. С. Балезина создать не банальный «учебный текст», а такой, в котором люди говорили бы о себе и своем месте в истории сами, проблемы раскрывались бы в реальных проявлениях, события виделись бы глазами участников и современников. Студенту наверняка будет интереснее читать письма «короля» Буганды или документы Организации Африканского Единства, нежели самые глубокомысленные рассуждения ученых по их поводу. Следовательно, усвоение им

1 Библиографию недавних публикаций источников по новой и новейшей истории Тропической и Южной Африки см. в рецензируемой работе, с. 14 — 15.

2 К тому же времени относится публикация последних крупных учебных пособий и обобщающих работ на русском языке по доколониальной истории и этнографии субсахарской Африки [История Тропической Африки…, 1984 (оригинальное французское издание — 1970 г.); Львова, 1984], так что моя оценка состояния учебно-информационной базы по новой (с XIX в.) и новейшей истории Африки до появления рецензируемого учебного пособия для этих разделов африканистики, к сожалению, сохраняет полную актуальность и ныне. Учебное пособие В. А. Попова [Попов, 2001], практически совмещающее в себе доколониальную историю и этнографию субсахарской Африки, слишком невелико по объему, чтобы охватить даже важнейшие аспекты культуры и истории народов региона; к тому же оно было издано очень небольшим тиражом.
стр. 190
материала будет более быстрым и полным, а его интерес к африканистике расти. При этом читатель не остается с фактами «наедине»: автор неизменно предлагает ему свои трактовки исторических событий, иногда даже полемически заостренные. Сочетание подробного, но не избыточного и не навязчивого изложения, с убедительным анализом фактов — признак профессионального вкуса ученого. А. С. Балезину он не изменяет и при написании учебного текста.
Вторая стратегия, более спорная, но, думается, оправданная, т. е. также способствующая потенциальному успеху труда А. С. Балезина как учебного пособия, — отказ автора от попытки описать в равной степени детально историю всех историко-культурных областей во все периоды. Бесспорно, в этом есть элемент субъективизма и волюнтаризма; нисколько не сомневаюсь, что и сам А. С. Балезин не стал бы утверждать, что, в частности, эпохи и аспекты истории континента, не обеспеченные письменными источниками на европейских языках, не достаточно значимы или что история Западной и Центральной Африки конца XV — XVIII в. менее интересна, нежели история восточной и южной частей континента XVI — XIX вв. Однако, во-первых, основные события истории Западной и Центральной Африки (во всяком случае, обеспеченные европейскими письменными источниками) также освещены в пособии достаточно основательно, и говорить о «приоритете» в нем Востока и Юга можно только в том смысле, что об их истории речь ведется более подробно. Во-вторых, такой выбор автора явно обусловлен его собственным опытом исследователя как раз этих регионов: пониманием того, что именно на их материалах он в состоянии наиболее ярко проиллюстрировать общие тенденции истории Африки южнее Сахары, а также, по-видимому, установкой на предпочтительность более подробного освещения истории отдельных крупных областей континента при достаточном внимании к истории остальных, нежели «равномерного», но ни в одном случае не настолько полного рассмотрения истории всех его регионов.
В начале рецензии я отметил, что ценность нового учебного пособия во многом определяется тем, насколько в нем отражены актуальные тенденции научной мысли, как общетеоретические, методологические, так и связанные с оценками конкретных явлений. В этой связи обращает на себя внимание стремление А. С. Балезина ввести читателя-студента в курс новейших научных дискуссий не только в африканистике, но и в исторической науке в целом: об этапах политогенеза, о характере и историческом месте колониального общества и многих других. Изучение истории Африки по данному пособию поможет студенту избежать усвоения некоторых догм, характеризовавших отечественную африканистику (как часть исторической науки) в советский период, о необоснованности которых студент-африканист до сих пор не мог узнать ввиду отсутствия современных учебников: о наступлении Нового времени в середине XVII, а не на грани XV — XVI вв., о якобы изначальной «освободительной» направленности антиколониального движения в Африке и т. д. и т. п.
Впрочем, и мои претензии к рецензируемому учебному пособию также относятся к его теоретико-концептуальной составляющей, в частности к подходам автора к рассмотрению двух «хронологических полюсов» его труда — доколониального и современного (конца XX — начала XXI в.) этапов африканской истории. Характеризуя социальную эволюцию народов Африки южнее Сахары до утверждения колониализма, А. С. Балезин выстраивает однолинейную схему ее стадий (с. 48 — 56). Суть моего замечания в данном случае заключается не столько в том, что в последние годы наблюдается стремление к отказу от нее в пользу неоднолинейных теорий (см., например: [Beyond Chiefdoms…, 1999; Цивилизационные модели…, 2002]), сколько в том, что в своей «версии» автор не проводит различия между формами социальной и политической организации (скажем, коническим кланом и вождеством соответственно). Что же касается взгляда А. С. Балезина на проблемы Африки наших дней, то, при всей точности их вычленения и достоверности описания, хотелось бы видеть более четкую постановку этих проблем в теоретический контекст, задаваемый процессами глобализации.
И последнее. В настоящее время многим, и среди них немалому числу ученых, Африка южнее Сахары представляется едва ли не «черной дырой», «неизлечимой язвой на теле человечества» — миром, в котором все то, чем гордится цивилизация, отступает перед ужасами нищеты, болезней, войн, где нет места простому людскому счастью. Для некоторых такой взгляд означает отказ в праве африканцев считаться людьми, равными себе. Однако мой личный опыт африканиста позволяет полностью присоединиться к высказыванию, которым А. С. Балезин, наверное, не случайно завершает свой труд: «Я полагаю, что в оценках перспектив развития Тропической и Южной Африки пессимизм может смениться очень осторожным оптимизмом» (с. 271).
стр. 191
Хочется надеяться, что для кого-то эта книга станет учебным пособием не только по африканистике, но и по гуманизму: искренний и неказенный научный рассказ об истории Черного континента может претендовать и на это.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

История Африки в XIX — начале XX в. М.: Наука, 1984.
История Тропической Африки (с древнейших времен до 1800 г.). М.: Наука, 1984. История Тропической и Южной Африки. 1918 — 1988 гг. М.: Наука, 1989. Львова Э. С. Этнография Африки. М.: МГУ, 1984.
Попов В. А. Этнография Африки (Цивилизации и протоцивилизации Тропической Африки). Ч. I — II. СПб: ЦПО «Информатизация образования», 2001.
Цивилизационные модели политогенеза. М.: Институт Африки РАН, 2002.
Beyond Chiefdoms. Pathways to Complexity in Africa. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.

стр. 192

постоянный адрес статьи: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/18660847