21 ноября 2024 года в Казани состоялся V Международный научный форум «Россия-Африка: политика, экономика, история и культура». В рамках секций «Россия-Африка: взаимные связи в истории и современности» и «Изучение африканских культур» выступили сотрудники центра.

На секции «Россия-Африка: взаимные связи в истории и современности» выступили четверо сотрудников центра. А.С. Балезин открыл заседание секции своим докладом на тему ««Скорее не родство, а свойство». Советско-танзанийские отношения в 1960-х – начале 1970-х гг.». Главной темой доклада стал парадокс советско-танзанийских отношений 1960-1970-х годов, построенный на идеологических различиях двух стран. Концепция уджамаа, которую сформулировал и пытался воплотить в жизнь Дж. Ньерере, была далека от «научного» социализма. В частности , его идея классового сотрудничества африканцев и опоры на крестьянство. В Танзании было велико китайское влияние, сказавшееся на теории и практике уджамаа. Осложняли советско-танзанийские отношения и поддержка Танзанией Биафры в 1967 г. и осуждение вводе войск Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г. Но при всем этом советско-танзанийские отношения нельзя было назвать однозначно холодными. Сотрудничество между двумя странами в социальной, культурной и политической сферах было более чем активным и плодотворным.

К.И. Попова выступила с докладом «Изучение Африки в СССР и ГДР: исторические связи», в котором рассказала о формировании и развитии сотрудничества советских и восточногерманских африканистов на официальном и личном уровнях. В докладе делается вывод о большом взаимовлиянии в изучении Африки в двух государствах на протяжении второй половины XX в.

А.В. Лазарев выступил с докладом «Деятельность советских врачей в странах Восточной Африки в 1960-е – 1970-е гг. (по архивным документам ГАРФ)». Опираясь на архивный материал, докладчик раскрыл тему пребывания и деятельности советских врачей в Уганде, Танзании и Кении. Было рассмотрено несколько отчетов конкретных групп врачей, на примере которых удалось провести работу по созданию единого портрета советского врача, работавшего в странах Восточной Африки.

Завершил работу секции доклад А.В. Воеводского с темой «Внешняя политика первого президента Ботсваны Серетсе Кхамы (1966-1980): проблема формирование суверенного внешнеполитического курса в условиях враждебного окружения». Доклад был посвящен анализу внешней политики Ботсваны в годы президентства Серетсе Кхамы. Докладчик отметил, что в условиях экономической зависимости страны от ЮАР Кхама вынужден был проводить умеренную политику в отношении ЮАР, отказывая в открытой поддержке освободительным силам. Однако развитие отношений с Движением неприсоединения и соцстранами в 1970-е гг. способствовали большей независимости внешней политики Ботсваны. Сохраняя в целом прагматический подход во внешней политике, Кхама способствовал развитию неофициальной деятельности АНК на территории Ботсваны и перешел к развитию собственных сил обороны при поддержке Китая и СССР. Таким образом, он смог сохранить независимый курс страны даже в условиях практически полного окружения Ботсваны территориями расистских режимов.

В рамках секции «Изучение африканских культур» выступил один сотрудник центра. Л.В. Иванова выступила с темой «Национальное самосознание оромо (Эфиопия) через возрождение традиций». Главной темой доклада стала национальная самоидентичность народности оромо и способы ее проявления в условиях многовековой государственной дискриминации. На протяжении всей истории страны проявление национальной идентичности оромо подавлялось правящими кругами, запрещая любые его способы – использование языка оромо, традиционных элементов в одежде, быту и т.п. Культуру оромо долгое время считали варварской в сравнении с титульной. Однако были и те оромо, кто не сдавались и боролись за свою национальную идентичность. Благодаря их усилиям оромо удалось добиться признания своего вклада в историю и культуру Эфиопии. Одним из примеров традиций оромо, дошедших до настоящего времени, стал ритуал Иррееча. Пусть ритуал и утратил свое прежнее таинство и сакральность, однако со временем приобрел способность объединять больше людей и давать им надежду.